10-летие открытия музея-диорамы
В престольный праздник Владимирского скита Свято-Тихоновой пустыни, 6 июля 2024 года, наместником монастыря архимандритом Тихоном с братией обители была отслужена Божественная литургия и благодарственный молебен Господу. Был совершён крестный ход и чин освящения Поклонного креста, установленного в кивории на площади перед Владимирским храмом в честь 10-летия открытия музея-диорамы "Великое стояние на Угре в 1480 году".
Из уст монастырской братии звучала благодарность Богу за победу в 1480 году, прошение о предстоящей победе нашей страны в СВО и молитва об упокоении павших воинов.
После чего отец наместник сказал в храме пламенную проповедь о том, что ордынское иго было попущено нашей стране в XIII веке самим Богом, чтобы объединить под гнётом внешнего врага дотоле разрозненные и воюющие между собой удельные русские княжества. Чтобы Русь собралась под началом Великого князя московского, окрепла, и, обратившись за помощью к Богу и Пресвятой Богородице, смогла стать единым сильным независимым государством с централизованным управлением.
Этот исторический урок сейчас очень актуален, и сейчас тем более наш народ должен горячо обращаться к помощи Заступницы Русской Земли, если мы хотим получить от Бога милость и победу над врагами.
По окончании службы в терракотовом зале музея-диорамы, отмечающего в этом году своё 10-летие, состоялась презентация нового художественного исторического полотна "Соборная площадь Московского Кремля. Сретение Владимирской иконы Божией Матери в 1480 году". Эта картина была написана в течение двух с половиной лет художником Сергеем Чекунчиковым, мастером академической живописи исторического жанра, коллегой Павла Рыженко, несколько лет работавшим с ним в одной мастерской.
Дата открытия выбрана не случайно: именно 6 июля является официальной датой празднования исторического события, изображенного на картине – перенесение Владимирской иконы в Москву, где она и пребывает до сих пор. И эта дата, установленная как празднование победы над ханом Ахматом, и ставшая впоследствии точкой отсчёта российского суверенитета, дошла до наших дней с 15 века.
Уникальность картины в том, что она представляет собой максимально исторически выверенное изображение соборной площади Московского Кремля 1480 года. Подобных художественных реконструкций этого периода на сегодняшний день не существует. Художник консультировался с реставраторами, архитекторами, священнослужителями Русской Православной Церкви и историками, поднимал весь доступный материал, связанный с этим периодом. Главным консультантом художника по архитектуре являлся профессор Академии Живописи, Ваяния и Зодчества, искусствовед, специалист по древнерусским Кремлёвским сооружениям Владимир Неделин.
Художественная манера мастера приближена к фотографическому эффекту. Большой размер картины 2.7 м х 2.1 м и выбранный уровень горизонта создаёт ощущение восприятия Московской Соборной площади с высокой точки - окна в XV век. На полотне изображено около 1000 персонажей: священнослужители, Великий князь с окружением, воины и разносословный люд. Презентовал картину сам автор - Сергей Чекунчиков, подробно описывая каждую изображённую деталь. Наместник монастыря архимандрит Тихон подарил художнику икону основателя обители - преподобного Тихона Калужского.<br> После чего были сделаны памятные снимки художника с теми, кто имел отношение к созданию это полотна: архитектором монастыря Полиной Гридасовой, с семьёй благотворителя Михаила, оплатившего художнику эту уникальную работу, с братом почившего художника Павла Рыженко Дмитрием с супругой и другими гостями мероприятия.